7 ноября 2023, 12:51
56
10 минут

Как защитить психику и справиться со стрессом рассказала начальник отдела медико-психологического обеспечения УМТО ГУ Елена Камаева

Как защитить психику и справиться со стрессом рассказала начальник отдела медико-психологического обеспечения УМТО ГУ Елена Камаева

К несчастью, многим из нас в жизни довелось пережить горе, потерю близких людей в чрезвычайных ситуациях. В жизни все случается. Сохранить психологическое здоровье и вернуться к нормальной жизни помогают психологи. Почему слезы – это хорошо, как защитить психику во время трагедии и чем психолог МЧС России кардинально отличается от специалистов других служб рассказала начальник отдела медико-психологического обеспечения УМТО Главного управления МЧС России по Ульяновской области Елена Камаева.

 - Если не брать чрезвычайные ситуации, в повседневной деятельности работа психологов МЧС России направлена на психологическое сопровождение личного состава. Как организована работа с коллективом?

- Да, первая наша задача – сохранение профессионального долголетия личного состава и формирование и поддержание здорового психологического климата в коллективах. Сейчас под опекой нашей психологической службы более двух тысяч человек: руководящий состав, сотрудники пожарно-спасательных подразделений, государственный пожарный надзор, инспекторы ГИМС, водители. Психологи проводят профессиональный отбор на службу и работу, психологическую диагностику, психологическую подготовку и реабилитацию личного состава, индивидуальные консультации по запросу или после проведения плановых психодиагностических мероприятий. Важное значение для поддержания и восстановления психофизиологического состояния организма имеют мероприятия по психологической профилактике и коррекции. Они направлены на определение текущего состояния человека, оптимизацию его функционирования, а также на укрепление его адаптационных и функциональных резервов. В нашей системе специалистами-психологами активно применяются аппаратные методы коррекции. Специальное оборудование позволяет нашей службе эффективно выполнять свои задачи и обеспечивать оптимальные условия для работы с профессиональным контингентом. Приборы и аппараты помогают в снятии напряжения, тренировке слуховой и зрительной памяти, позволяют взбодриться, повысить работоспособность и усилить концентрацию внимания. Это важный шаг в обеспечении здоровья и благополучия людей, которые сталкиваются с экстренными ситуациями и требуют психологической поддержки.

После возвращения наших спасателей с работ по ликвидации ЧС в других регионах мы обязательно проводим постэкспедиционное обследование, отслеживаем их эмоциональное состояние, уровень нервно-психического напряжения. Важно понимать, что, несмотря на то, что в нашей службе работают стрессоустойчивые люди, работа в сложных условиях может оказать разное воздействие. При проведении обследования необходим индивидуальный подход с учетом состояния человека и срока, прошедшего после его возвращения из зоны ЧС. С каждым нужно провести индивидуальную беседу, определенные психодиагностические мероприятия. В случае необходимости предлагаем пройти курс реабилитации. У нас есть комната психологической разгрузки, в ней созданы специальные условия, способствующие релаксации и восстановлению эмоционального баланса, где пожарные-спасатели могут восстановиться. Таких ситуаций, чтобы кого-то приходилось отстранять от работы, у нас не было.

— Психологи МЧС первыми оказываются на месте катастроф, будь то смертельное ДТП или теракт в метро. Расскажите о специфике своей работы, как строится ваше общение с людьми в момент трагедии, ведь не многие способны работать с человеческим горем и страданиями?

- В работе чрезвычайного психолога есть свои правила, свои нюансы при общении с людьми, которые потеряли близких на пожаре, в ДТП, при наводнении и так далее. То есть в непредвиденных ситуациях, которые произошли неожиданно. Этим наша служба отличается от работы клинического психолога, который принимает пациентов у себя в кабинете: при встрече он спрашивает у человека, что привело его к специалисту, что его тревожит и далее слушает историю внутренней боли. Психологи МЧС работают на месте сразу после свершения трагедии, становясь невольными зрителями ее последствий. Нам уже не нужно ничего спрашивать, все знаем, все видим. Поэтому тут нужен другой подход. Человек, который попал в неожиданную стрессовую ситуацию, в первую очередь испытывает шок: он потрясен, растерян, дезорганизован. Наша задача – снизить интенсивность острых стрессовых реакций – это плач, нервная дрожь, истерика, агрессия, страх, апатия; оптимизировать текущее психическое состояние. К слову, когда человек плачет, в сложившейся обстановке это нормально, и не нужно ничего делать, чтобы это остановить. Реакция плача позволяет снизить уровень стресса, снять напряжение и даже спасти от сердечного приступа.

- А если человек не может успокоиться, агрессирует? Как находите слова, чтобы его «смягчить», как-то утешить?

– Специальных, «волшебных» слов, конечно, нет. Человек в горе так себя ведёт потому, что не понимает, как ему дальше жить. Истерика, плач, страх, апатия, ступор, физическая и вербальная агрессия. Всё это – нормальные реакции человека в ненормальной ситуации, обстоятельствах. И выслушивать приходится всякое, и мы понимаем, что кто-то может и оттолкнуть в гневе, кто-то категорически не подпускает к себе, это читается по глазам, по жестам, по поведению. Необходимо учитывать и культурные национальные особенности горевания. Мы не навязываемся, нужно только обозначить своё присутствие, оценить обстановку – к кому подойти, что сказать. Здесь еще важно не давать никаких обещаний, не говорить: «Всё будет хорошо!». Ведь нельзя знать, когда у человека всё будет хорошо, особенно если сгорел дом, погиб близкий человек. Нет таких слов, чтобы можно было утешить человека. Каждый случай, повторю, индивидуален: кого-то нужно обнять или взять за руку, кому-то найти ресурс – ради чего жить, а с кем-то просто побыть рядом. Иногда важно дать возможность человеку выговориться.

— Елена, в каких чрезвычайных ситуациях приходилось работать лично вам?

-- ДТП, пожары, случаи утопления, завалы. К сожалению, много приходится работать на серьезных авариях с массовой гибелью, когда на трассе сталкиваются сразу несколько машин, порой требуется помощь и поддержка родственникам из других регионов. Самое сложное – когда родственникам сообщают о смерти близкого. Случаи с детьми особенно тяжелые. Безумно тяжелые. Это не описать словами...

--- Как сами справляетесь с эмоциями? Что помогает восстановить душевное равновесие?

 — Всегда говорю себе: «Это происходит не со мной и не с моими родственниками. Это моя работа и я выполняю ее хорошо». Но в любом случае, все мы люди, многое принимаем и пропускаем через себя, особенно, когда происходят ситуации, очень близкие к недавним личным событиям, тогда на помощь приходят коллеги, их профессиональная помощь и другой ракурс видения, помогают справиться с эмоциональным выгоранием. Отвлекаюсь и восстанавливаюсь активным отдыхом, много хожу пешком, люблю бассейн, лыжи, танцы. Иногда просто книгу почитать. А самый большой ресурс – это, конечно, мои близкие, моя семья.

— Как вы пришли в профессию?

 – После окончания Ульяновского педагогического университета я получила образование педагога-психолога дошкольного образования, устроилась методистом в детский сад. Мне всегда нравилось работать с детьми. Но в какой-то момент поняла, что переросла профессию, появилась потребность двигаться дальше. Продолжила обучение практической психологии в Ульяновском филиале Московского государственного университета. Так, имея на руках диплом психолога, в ноябре 2001 года пришла в региональное МЧС. Это был период становления. ФПС влилась в ряды МЧС России, рождалась ведомственная психологическая служба. На тот момент я была единственным психологом в главке. Методом проб и ошибок нарабатывала и осваивала методики работы с личным составом, в том числе по выработке доверия.

— Помните свой первый выезд?

- Разумеется. Это было крупное ДТП во Владимирской области, в автобусе были пассажиры из Ульяновска. 14 человек погибли на месте… Мы тогда открыли «горячую линию», работали и там, и с родственниками погибших.

 - Каждый человек периодически сталкивается со стрессом. Это может быть неприятный разговор, проблема на работе, конфликт с близкими. Часто подобные случаи заканчиваются испорченным на весь день настроением и нервным напряжением. Как научиться жить без стресса и сберечь нервы? Ваш совет нашим читателям.

- Относитесь к себе бережно, сохраняйте эмоциональное равновесие. Как? В первую очередь, фильтруйте свое инфополе. Нервная система реагирует на все стимулы вокруг: свет, цвет, звуки, информационный шум. Поэтому необходимо фильтровать информацию и ограждать себя от негативных вещей, которые вредят вам. Постарайтесь уменьшить зрительную нагрузку: меньше листайте ленты социальных сетей, чаще устраивайте себе цифровой детокс.

Во-вторых, важно соблюдать баланс работы и отдыха, не забывать заботиться о своем теле — например, ходить в СПА или на массаж, добавить разные физические нагрузки.

Если чувствуете, что раздражаетесь, возьмите паузу, умойтесь прохладной водой, выйдите ненадолго в другую комнату. Делайте дыхательные упражнения, направленные на расслабление, например, «вдох» на 4 счета – задержка дыхания на 2 счета – «выдох» на 6 счетов.

И еще помните – юмор снижает тревожность. В большинстве случаев стрессовая ситуация не стоит ваших моральных терзаний. Правда, вы поймете это уже потом, когда потратите нервы. Чтобы предотвратить паническое состояние, вам нужно посмеяться! Вспомните какую-нибудь веселую историю из своей жизни, забавный момент из любимой комедии, анекдот. Вот вы уже и улыбаетесь!


Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8422) 42-64-01
Приёмная
8 (8422) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gumchs@73.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)