1 июля 2011, 10:10
5
10 минут

Бездействие на местах

По состоянию на 24 июня на территории области зарегистрировано 589 пожаров, что на 12,35% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 439 случаев произошли в жилищном фонде. В огне пожаров погиб 71 человек (рост составил 26,79%), в том числе 1 ребенок. Огнем уничтожены 174 здания и сооружения жилого сектора, в том числе полностью сгорели 72 частных жилых дома, 81 надворная постройка и 18 садовых домиков.

Материальный ущерб от пожаров составил более 78 млн. рублей. Самая неблагополучная пожароопасная обстановка сложилась в Чердаклинском районе - 41 пожар (рост на 20,59%), погибли 3 человека (рост в 3 раза); Мелекесском – 22 пожара, по сравнению с АППГ эта цифра превышена в 3,8 раза, и погибли 9 человек (рост в 4,5 раза); Ульяновском – 29 пожаров и двумя погибшими), Базарносызганском (10 пожаров (рост в 2 раза), погибли 4 человека (рост в 4 раза) районах.

Рост гибели людей отмечен в г. Ульяновске (14 погибших, рост на 75%), Вешкаймском (трое погибших, рост в 3 раза), Мелекесском (9 погибших, рост в 4,5 раза) и Тереньгульском (6 погибших, рост в 6 раз) районах.

Как отметил начальник УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области Владимир Пчелкин, одной из главных причин того, что на пожарах по-прежнему гибнет много людей, является так называемый человеческий фактор, в том числе, низкий уровень подготовки руководителей и обслуживающего персонала, невыполнение требований государственного пожарного надзора.

Реализация первичных мер пожарной безопасности

Ухудшение пожароопасной обстановки в ряде районов области вполне объяснимо: не решены многие вопросы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности населенных пунктов органами местного самоуправления. В первую очередь, следует сказать о наличии самой пожарной охраны. В 184 населенных пунктах (а это 20 % (!) от общего количества) она отсутствует. Бездействие в создании подразделений муниципальной пожарной охраны и добровольной пожарной охраны администраций Сурского, Тереньгульского, Майнского районов привело к тому, что в указанных муниципальных образованиях в большинстве населенных пунктах не выполняется условие времени оперативного прибытия огнеборцев (Сурский район: 28 н.п. из 62; Тереньгульский: 14 н.п. из 44; Майнский : 16 н.п. из 64).

Отличным на этом фоне выглядит Бырышский район, администрация которого не только активно развивает добровольческое движение, но и закупает современную спецтехнику, используемую в борьбе с лесными пожарами. Так, к примеру, на вооружении района имеется БАТ – бульдозер артиллерийский тяжелый (на снимке). Незаменимая гусеничная машина способна без труда расчищать дорогу пожарной технике в лесу: рубить большие деревья, прокладывая путь в самые труднопроходимые места.

Особую обеспокоенность регионального МЧС вызывает вопрос водоснабжения. В настоящее время 138 (14%) населенных пунктов с общей численностью 15295 человек не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Причем в 113 из них идет прямое нарушение законодательства: противопожарное водоснабжение должно быть предусмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Крайне неудовлетворительная обстановка с противопожарным водоснабжением складывается в Сурском (неисправны 57 (56 %) гидрантов, 19 (90,4%) водоемов и 2 (28%) водонапорных башни), Радищевском (24 (23 %) гидранта, 4 (11,4%) водоема и 4 (30%) водонапорных башни), Майнском (16 (12%) гидрантов), Мелекесском (17 (6 %) гидрантов и 7 (13%) водонапорных башен), Сенгилеевском (25 (30%) пожарных водоемов), Тереньгульском (10 (8 %) гидрантов, 11 (15%) водоемов и 6 (17%) водонапорных башен) районах.

Кроме того, ситуация складывается таким образом, что вопрос строительства новых источников противопожарного водоснабжения (гидранты, пожарные водоемы, башни, пирсы), подъездных дорог в поселениях органами местного самоуправления не рассматривается в принципе, ремонт неисправных пожарных гидрантов, пожарных водоемов, водонапорных башен производится как исключение. Кроме того, как отмечают сотрудники государственного пожарного надзора, во всех населенных пунктах в сельской местности практически отсутствуют указатели пожарных гидрантов.

Для административных районных центров также характерна проблема загороженных подъездных путей к жилым домам. В р.п. Тереньга, к примеру, на протяжении нескольких лет на улицах Комарова, Энергетиков, Строителей местные власти не могут освободить дорогу к домам сельчан для проезда пожарной спецтехники.

Паспортизация населенных пунктов

В преддверии лесопожароопасного периода на каждый населенный пункт нашей области был составлен паспорт пожарной безопасности, который позволяет главам местного самоуправления реально оценить степень защищенности населенного пункта. В типовой форме паспорта ПБ отражается общая характеристика населенного пункта, обобщаются данные об источниках противопожарного водоснабжения, исправности подъездных путей. Заполняя документ, глава муниципалитета, прежде всего, понимает проблемные моменты каждой деревни, каждого села и приступает к устранению недостатков. Ставя свою подпись в паспорте, он берет на себя ответственность в обеспечении пожарной безопасности своей «вотчины».

Однако не все главы районов подошли к вопросу паспортизации ответственно. Несмотря на имеющиеся нарушения (по состоянию на 10.06.2011 года), органами местного самоуправления в паспортах только 7 населенных пунктов сделаны выводы об их неготовности (Ульяновский район – 5 н.п.; г. Новоульяновск – 1 н.п.; Чердаклинский район – 1 н.п.).

Объективность некоторых представленных паспортов пожарной безопасности вызывает у специалистов, прямо скажем, недоумение: так, к примеру, в паспорте пожарной безопасности с. Соловчиха (Радищевский район), утвержденного главой администрации МО «Дмитриевское сельское поселение», нарушений пожарной безопасности нет и вовсе. Хотя в данном населенном пункте отсутствует переносная мотопомпа, наружное освещение в темное время суток, у пожарных гидрантов и водоемов не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), места общего пользования не обеспечены противопожарным инвентарем, отсутствуют подъезды по дорогам с твёрдым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям, площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения не отвечают требованиям по установке пожарных автомобилей для забора воды.

Отдельный блок паспорта пожарной безопасности отражает степень противопожарной защиты населенного пункта: соблюдение противопожарного разрыва от границ населенного пункта до лесного массива и торфяника; наличие минерализованных полос в местах примыкания к лесам, торфяникам, полям с сухой растительностью, железнодорожным и автомобильным дорогам, а также в местах прохождения ЛЭП и проч. Кроме того, в паспорте ПБ должны содержаться данные о наличии добровольного пожарного формирования в населенном пункте, системе звукового оповещения людей при пожаре, наличии первичных средств пожаротушения и сведения о количестве граждан, обученных мерам пожарной безопасности.

Согласно утвержденному главой региона перечню населённых пунктов и отдельных объектов социальной инфраструктуры, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов, в зону, подверженную лесным пожарам на территории Ульяновской области попадают 125 населённых пунктов, 78 садоводческих обществ, 43 объекта летнего отдыха (из них 22 детских лагеря).

В настоящее время 40 населенных пунктов из 125, подверженных лесным пожарам, имеют следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- отсутствие либо нарушение установленной ширины противопожарного разрыва на границе с лесным массивом (Базарносызганский район – 4 населенных пункта, Кузоватовский – 3, Мелекесский – 1, Новоспасский – 2, Тереньгульский – 4, Ульяновский – 4, г. Новоульяновск – 1, Чердаклинский район – 2 населенных пункта);

- отсутствие либо неисправность наружного противопожарного водоснабжения (Ульяновский район -5, Николаевский – 4, Кузоватовский – 2, Тереньгульский – 3, Инзенский – 1, Барышский – 2, Базарносызганский – 3, Сенгилеевский – 2);

- отсутствие либо неисправность подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения (Кузоватовский район – 2, Инзенский – 1, Новоспасский – 3, Тереньгульский – 3, Ульяновский – 5);

- отсутствие либо неисправность звуковой системы оповещения (Кузоватовский район – 1, Инзенский – 2, Мелекесский – 5, Тереньгульский – 3, Ульяновский – 1). Практически во всех муниципальных образованиях населенные пункты не имеют освещения в темное время суток.

Как видим, большинство населенных пунктов не готовы к пожароопасному сезону, и если ситуацию «пустить на самотек», будем гореть и дальше

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8422) 42-64-01
Приёмная
8 (8422) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gumchs@73.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)