История катастроф на территории Ульяновской области

ОПОЛЗНИ

Из-за особенностей рельефа, гидрографии и климатических условий Ульяновская область является классическим районом оползневых процессов. На примере симбирских оползней в конце 19 – начале 20 вв. в трудах профессора А.П.Павлова была разработана научная теория оползней («Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья». – М., 1903 г.). Оползневые явления наблюдаются в Ульяновском, Цильнинском, Сурском, Новоспасском и Сенгилеевском р-нах на береговых склонах Суры, Свияги, Барыша. Всё правобережье Волги от Ундор до Ульяновска представляет непрерывный ряд разновременных оползней. Но наиболее крупные оползни происходят и происходили на Симбирском косогоре.

Имеющиеся архивные и литературные данные указывают, что уже в конце 17 – нач. 18 вв. оползни причиняли ущерб городскому хозяйству. Наиболее крупные оползни в Симбирске-Ульяновске были отмечены в 1724, 1743, 1785, 1866, 1868 гг., с 1877 до 1902 гг. было 10 крупных разрушительных оползней; после некоторого периода затишья последовали крупные оползни 1913 и 1914 гг. и катастрофический оползень в мае 1915 года; сильные разрушения принесли и оползни, произошедшие в 1945, 1955, 1957, 1979 гг.

Оползень 1902 года сильно повредил железную дорогу, городское шоссе, соединяющее город с пароходными пристанями, а также многочисленные хлебные амбары и другие строения. Симбирская городская управа возбудила судебный иск к Обществу Московско-Казанской железной дороги о возмещении убытков от оползня, вызванного неправильным устройством ж.-д. сооружений.

Оползень Симбирской горы, произошедший 29-31 мая 1915 года был настолько разрушителен, что чрезвычайное собрание городской Думы приняло решение: «Борьба с последствиями катастрофы должна быть признана делом общегосударственным». Были разрушены подходы к строящемуся Волжскому мосту со стороны города, полностью разрушены мостовая по Петропавловскому спуску, церковь, был также сильно повреждён и сам строящийся мост – напором двигавшейся массы почвы были сбиты с основания 8 крайних устоев (быков); приведены в нежилое состояние многие деревянные и каменные постройки (в городскую Думу поступило около 50 заявлений от потерпевших с просьбами о выделении беспроцентных ссуд и снятии налогов на недвижимое имущество); разрушен городской дом, занимаемый 3-й полицейской частью и городским училищем.

В 1955 г. произошла повторная подвижка южной половины оползня 1915 г. (вышло из строя 740 м железнодорожного полотна, убытки исчислялись миллионами рублей).

После оползня 1979 г. было прекращено движение поездов на четверо суток, встали все стройки; на восстановление деформированной части железной дороги потребовалось 320 вагонов щебня.

В 1963 г. было закончено строительство противооползневых сооружений в Ульяновске: устроены капитальные глубокие дренажные штольни для перехвата и отвода подземных вод из постоянных водоносных горизонтов, устроены многочисленные дренажи грунтовых вод, водоотводные канавы и ливнестоки для отвода поверхностных вод; на наиболее ответственных участках – вблизи подхода железнодорожной магистрали к Волжскому мосту и у речного порта – сооружены мощные контрофорсы.

В связи с созданием Куйбышевского водохранилища для защиты береговой полосы от разрушения волнобоем береговой откос от нового речного порта до старой пристани был спланирован и покрыт железобетонными плитами. Далее к северу откосная защита продолжена в виде волнобойной стенки (набережной) из железобетонных блоков и тетраподов (четырёхногих массивных железобетонных фигур).На Волжском склоне в северной части города берег не имеет защиты от волнобоя. Эксплуатацией противооползневых сооружений и надзором за склоном и строительством на нём занималось Ульяновское управление противооползневых работ, преобразованное в начале 90-х годов в участок.

ПОЖАРЫ В СИМБИРСКЕ-УЛЬЯНОВСКЕ

Симбирск был основан в 1648 году как крепость на строящейся засечной линии между р. Волгой и р. Барыш. Симбирская деревянная крепость, или Кремль представляла в плане четырёхугольник, стороны которого имели протяжённость около 200 м. (Рисунок стр. 303, т. 1) Симбирск не избежал участи очень многих русских городов и неоднократно подвергался опустошительным пожарам. Впервые это произошло в 1671 году, когда ещё молодой город, не успевший оправиться после отрядов С.Разина, почти весь выгорел так, что «жители великое разорение потерпели». Большие пожары произошли в Кремле также в 1710 и в 1738 гг. После пожаров Кремль восстанавливался практически в прежних границах. Восстанавливались и сгоравшие строения внутри него, но далеко не все. Большой ущерб принёс пожар 1828 года, от которого в здании присутственных мест сгорели все подлинные документы бывших до того народных переписей (ревизий). В 1842 году, по рассказам старожилов, в Симбирске сгорели: Мясницкий мост через речку Симбирку, почти вся Лосевая улица (ныне ул. Федерации) и кварталы между нею и Большой Саратовской (ныне ул. Гончарова).

Наиболее крупный и страшный пожар произошёл в августе 1864 года, когда в течение 9 дней сгорел почти весь город, уцелела едва одна четвёртая и притом худшая в архитектурном отношении его часть. С 13 по 21 августа (ст. стиля) город представлял потоки огня, гонимые страшною бурею с одного квартала на другой, так что не представлялось возможным спасать имущество. Пожар 13 августа начался на Дворцовой площади (ныне пл. Ленина), около базаров (в доме мещанина И.В.Зеленцова). Пожар начался при тихой погоде, но позже подул сильный ветер, что привело к возгоранию других домов. В тот день были уничтожены дома до Большой Саратовской улицы, в том числе часть базара и гостиный двор. 15 августа ветер подул в другую сторону, и пожар, начавшийся на Лосевой улице, уничтожил остальную часть базара и все постройки вплоть до Ярмарочной площади. На третий день сгорела почти вся Покровская улица (ныне ул. Л.Толстого). 18 августа та же участь постигла часть Большой Саратовской, Стрелецкую (ныне территория эспланады), Мартыновскую (ныне ул.Радищева) и Шатальную (ныне ул. Корюкина) улицы. Но самый ужасный день был 19 августа, когда сгорела красивейшая часть города – Венец. Около полудня очаги пожара вспыхнули на Панской улице (ныне ул. Энгельса) почти одновременно в нескольких местах, и через три или четыре часа весь Венец представлял из себя сплошное море огня. Горели женский монастырь, дом городского общества, гимназия, губернаторский дом, дворянское собрание, присутственные места, архиерейский дом, два собора и другие церкви. Потоки огня захватывали всё на своём пути со страшной поразительной быстротой.

В итоге было уничтожено 30 общественных зданий, 12 церквей, 1480 частных домов. Погибли 130 человек, 15 тыс. симбирян остались без крова. Город выгорел весь полностью за исключением Подгорья и горстки домов возле реки Свияги. Для расследования причин пожара создавалось несколько комиссий (под председательством судебного следователя В. Черникова, затем генерал-майора Галлера, сенатора С.Р. Жданова, генерал-адъютанта П.П. Ланского, генерал-майора Дена), но ни одна из них не смогла установить истинных причин его возникновения.

Ещё один большой пожар в Симбирске произошёл 29 июня 1888 года. Начался он на Дворцовой улице (ныне ул. К.Маркса), близ Молочного переулка, в квартире столяра от неосторожного обращения с огнём. Огонь быстро охватил всё здание, а затем распространился на соседние строения. Отсюда горящие головни ветром перекидывало на соседние улицы, и через час горело уже в нескольких местах на разных улицах. Пожаром, окончившимся лишь на следующий день вечером, было уничтожено 186 домов на Дворцовой, Соборной, Лосевой, Старо-Казанской (ныне ул. Красноармейская), Мартыновой, Шатальной, Верхне-Набережной (ныне ул. Пролетарская) улицах.

В 1896 году горел Кадетский Корпус, в 1912 – здание драматического театра, в 1914 – на строительстве моста через реку Волга, в результате которого мост был разрушен. Убытки составили 2 млн. руб. По данным за период с 1860 по 1887 годы, в Симбирске произошло 1190 пожаров, сумма убытков достигла 4.859.100 руб. За период с 1896 по 1906 годы – 194 пожара, сумма убытков достигла 306.265 руб.

7 февраля 1943 года возник пожар на Городской электрической станции Ульяновска. Тушить пожар выехали все пожарные команды города. Не хватало воды, а внутри здания загорелись бочки с горючим, пламя охватило крышу. На крыше в этот момент был пожарный Фёдор Иванович Климахин и два его товарища. Кровля провалилась как раз под Климахиным. Сваями ему придавило руки и ноги. Несколько раз его товарищи спускались в огненный котёл в поисках Фёдора Ивановича. Но безуспешно. Так на боевом посту в тяжёлый военный год геройски погиб ульяновский пожарный Фёдор Иванович Климахин. Из приказа Начальника Управления НКВД по Ульяновской обл. №17-д от 25 февраля 1943 года: «В результате пожара электростанция была выведена из строя, город и промышленность оставлены без света и электроэнергии, государству нанесён значительный ущерб. Установлено, что возникновение пожара станции произошло от того, что дирекцией станции не были проведены в жизнь все необходимые мероприятия противопожарного порядка».

3 мая 1967 г. около 14.00 возник пожар в селе Лаишевка Ульяновского района. День был сухой и жаркий, дул сильный ветер. Сельская девочка играла со спичками около своего дома. Огонь попал в навозную кучу, приваленную к сараю. Языки пламени попали на соломенную крышу сарая. Ветер подхватил огонь и перебросил его на соседний дом. Сообщение о пожаре в диспетчерскую службу пришло из аэропорта. Пролетая над селом, лётчик увидел, что горит 3 дома. Приземлившись, он по рации сообщил о пожаре диспетчеру аэропорта. В момент прибытия первого караула СВПЧ-1 г.Ульяновска огнём были охвачены 10 домов. Искры и головешки разлетались на большие расстояния, ветер разносил огонь. Забор воды осуществлялся из р. Свияга и большого болота, расположенного вблизи фермы. Тушение было организовано и в перекачку, и путём подвоза воды к месту пожара. К месту пожара были вызваны все пожарные машины г. Ульяновска, была также задействована вся колхозная автотехника и трактора, автомашина для перекачки горючего Ульяновского технического училища. Только к вечеру пожар удалось потушить. В результате пожара сгорело 52 жилых дома с надворными постройками, люди скот не пострадали. Скот находился на пастбище. В этот же день, позднее на 30-40 минут произошёл пожар в с. Еделево Кузоватовского района, где сгорело 70 домов с надворными постройками.

Весной 1974 г. произошла авария на железной дороге, в районе пос. Борьба г.Ульяновска. При формировании состава товарного поезда в 200 метрах от посёлка в цистерну с бензином врезалась пустая цистерна. Через образовавшуюся пробоину, вытекло около 60 т бензина. Горючее за несколько минут стекло по насыпи в приямок. К огромной луже с дармовым бензином стали стекаться местные жители. Ветер дул от места разлива в направлении пос. Борьба. Пары бензина быстро достигли посёлка, произошло их воспламенение от бытового огня. За доли секунд пламя паровоздушной смеси переместилось на поверхность бензиновой лужи. Молодая девушка, проходившая мимо неё, вспыхнула свечой и сгорела заживо. Люди, оказавшиеся в зоне шлейфа получили ожоги дыхательных путей, около 10 человек были госпитализированы, в течение недели они скончались на больничной койке.

В январе 1970 года возник пожар в бытовых помещениях прессово-кузовного корпуса Ульяновского автозавода. Для его ликвидации были привлечены 12 отделений ГПС, 120 курсантов военно-технического училища, 25 солдат воинской части 5422. Причиной пожара послужило короткое замыкание электропроводки

16 октября этого же года возникает возгорание на заводском складе резинотехнических изделий, располагавшемся в главном магазине автозавода. В подвальном помещении хранились автошины и камеры. Пожар распространился на площади почти 4 тыс. кв. м и был потушен только спустя 3 суток. В тушении участвовали 32 отделения ГПС, в том числе пожарной охраны Самары, Казани, представитель ГУПО МВД СССР, специализировавшийся на тушении пожаров в подвальных помещениях. При горении выделялся смолистый дым, взвешенные частицы налипали на очки противогаза, видимость была практически нулевой. Погибло двое рабочих из сторонней организации. Партийные советские органы были обеспокоены создавшейся ситуацией на предприятии, проводились партийные и заводские собрания, обследования завода сотрудниками отдела пожарной охраны. Принятие административных и целого ряда организационных мер, материально-техническое переоснащение пожарной охраны предприятия позволило стабилизировать обстановку с пожарами.

В начале ноября 1976 года в р.п. Чердаклы произошёл пожар с последующим взрывом на Комбикормовом заводе. Самопроизвольно загорелась смесь внутри силосной башни. Сотрудники завода самостоятельно приняли решение выгрузить тлеющую смесь из башни. Работа производилась без согласования с ГПС. Из-за образовавшейся взрывоопасной концентрации пыли внутри банки произошёл взрыв, 24 метровые плиты перекрытия разбросало вокруг строения. Погибло 2 человека, пострадали около 10 человек.

В 1977 г в р.п. Новоспасское произошёл взрыв в одноэтажном здании котельной ЛТП. Котельная работала на мазуте, из-за дефицита горючего данного вида, котельная была переведена на нефть, что категорически запрещено ППБ. С течением времени пары нефтепродуктов образовали взрывоопасную концентрацию внутри помещения и воспламенились от электрооборудования открытого исполнения. Произошёл взрыв. Железобетонные плиты перекрытия взрывной волной отбросило на несколько метров от здания, шесть человек, находившихся в помещении, погибли.

В середине мая 1982 года в р.п. Николаевке произошёл пожар в деревянном здании склада ядохимикатов. Причём склад находился в самом центре населённого пункта. При горении химикатов выделялись ядовитые вещества, отравляющие окружающую среду. Сложность при тушении заключалась в том, что личный состав ПО не был экипирован кислородо-изолирующими противогазами.

ПРОИСШЕСТВИЯ НА ВОДЕ

В воскресенье 5 июня 1983 года на р. Волге произошла крупная катастрофа на теплоходе «Александр Суворов». Погибли около полутысячи человек.

Стоял тёплый июньский вечер, на верхней палубе в кинозале проходил вечер знакомств. В 22.45 «Александр Суворов» приблизился к ульяновскому мосту через Волгу. В это время на мост выехал тяжёлый железнодорожный состав. На вахте стояли штурман, он же старший помощник капитана и молодой рулевой. Капитан «Суворова» ушёл в каюту отдыхать: ему предстояло нести вахту с 00.00 до 04.00 час. По курсу теплоход должен был пройти под мостом через третий судоходный пролёт, на котором, как и положено, были установлены сигнальные огни. Но «Александр Суворов» вошёл в шестой пролёт моста.  

Дело в том, что уровень воды на Волге нередко меняется, при более низком уровне судно могло пройти под шестым пролётом, и практиковало это не раз, поскольку этот пролёт более удобный для судна - лежит прямо по курсу. Но в этот день уровень воды на Волге был значительно выше и теплоход врезался в мост. Ударом о мост с теплохода, словно бритвой, срезало рубку и верхнюю палубу, изуродовало и смело в реку находившихся там людей. А сверху, из опрокинувшихся вагонов, на теплоход посыпались брёвна, уголь, зерно. По инерции «Александр Суворов» прошёл несколько сот метров и остановился. В репродукторах продолжала звучать музыка, и находившиеся на нижней палубе люди ещё ничего не знали о катастрофе. 

Первая помощь подоспела примерно через 40 минут. В ликвидации последствий аварии теплохода «Александр Суворов» также участвовали и личный состав штаба ГО области и формирования гражданской обороны. В левобережье 2 пожарные автоцистерны - ВПЧ-6 во главе с начальником караула капитаном внутренней службы Коруховым Николаем Андреевичем и 3-ВПЧ УПО УВД Ульяновского облисполкома - выехали для осуществления дежурства на случай возникновения пожара, поскольку в товарном поезде была одна цистерна с бензином. Пожара не произошло.  

Пострадавших начали доставлять на берег, а потом в больницы. На следующий день к работе приступили водолазы, которые искали остатки рубки и верхней палубы, тела погибших, и в первую очередь тех, кто нес тогда вахту. Почти сразу же была выдвинута версия, что команда «Суворова» была поголовно пьяной, но алкоголя в крови погибших не обнаружили. 

Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. А также отдыхавший в каюте капитан Клеймёнов, поскольку он за всё отвечает. Суд приговорил его к десяти годам заключения. 

В память о погибших на теплоходе «Александр Суворов» в Ульяновске в 1999 году был установлен крест. В 2006 году пролет, в который врезался теплоход, был заменен. Его фрагмент установлен на территории охраны волжского моста в память о трагедии.

УРАГАНЫ, ГРАДОБИТИЯ, НАВОДНЕНИЯ

Необычные природные явления не раз наблюдались на территории Симбирской губернии – Ульяновской области. В сообщение из Карсуна от 5 июня 1860 года говорилось: «В 6 часов пополудни из двух небольших туч, при малом дожде, громе и сильной молнии, образовался светлый стоб в виде прозрачного облака, спускавшегося книзу, при двух сильных ураганах, из которых один пронёсся с чрезвычайной силою и быстротою через р. Барыш, подняв из неё воды сажен на 40 вверх, и, мчась далее по городу, разрушил на домах несколько крыш, выбил в окнах стёкла, с повреждением рам, а другой, поднявшийся в поле, с такой же силой и быстротой шёл через р. Барыш против Соборной церкви и также разрушал крыши на домах и других строениях, разбивая стёкла и рамы, унося на значительные пространства доски и всё встречавшееся на пути, умчался снова в поле».

1876 год в Симбирске был отмечен резкими изменениями в погоде. Об этом так сообщала одна из местных газет: «Весна была ранняя, а за нею и разлив Волги последовал ранний. А затем, когда появилась зелень, и деревья стали покрываться листьями и цветами, ударил мороз, после которого почти весь май стоял то холодный, то бездождный. В июне пошли сильные дожди, а с ними начались градобития и наводнения. Так, в Симбирском, Сенгилеевском, Карсунском, Курмышском, Ардатовском и Буинском уездах побито градом разного рода хлебов в продолжении июня 6255 десятин на сумму 145481 руб. Наводнения от дождей были в Карсунском и Ардатовском уездах, где разливами рек снесло до 7 мостов и несколько др. строений и занесло илом и песком много пашен, лугов и огородов, - от чего жители потерпели убытков, по официальным донесениям, не менее чем на 3113 руб. С июля настали такие сильные жары, что термометр днём поднимался до 40 град., а ночью опускался не более, как до 25 град. Ни одного дождя не было в продолжении этого месяца. На улицах Симбирска, и без того нешумных, в это время было душно, пыльно и совершенно пусто».

11 мая 1997 года с 16 до 17 ч. в Ульяновске прошёл ливень, вызвавший наводнение в Новом городе Заволжского р-на, где уровень воды в отдельных местах поднимался до 1,5 м. В районе метеостанции «Аэропорт Восточный» выпало 34,5 мм осадков, что составляет месячную норму. Однако это ниже абсолютного максимума, который наблюдался 02.07.1963 г., когда за сутки выпало 130 мм осадков.

ЭПИДЕМИИ, ГОЛОД

В 1830 г. и 1848 г. в Симбирской губернии наблюдалась эпидемия холеры, число заболевших холерой в Симбирске и губернии составило 41284 человека, из них умерли 17849 человек. Наблюдались также эпидемии тифов, натуральной оспы. Для ведения профилактической работы в каждом уезде, в волостных сёлах находились оспопрививатели (по крайней мере в 50-х годах 19 века), но с оспопрививанием дело обстояло плохо, т.к. волостные старшины и сельские старосты всякими правдами и неправдами старались избавиться от оспопрививания, поэтому и эпидемии натуральной оспы не прекращались.

Данные о распространении малярии в крае имеются с 1861 года. Число заболевших увеличилось с 27, 5 на 1000 жителей (1881 г.) до 62,0 (1884 г.). После кратковременного снижения заболеваемости (в 1889, 1890 гг.) в последующие годы заболеваемость прогрессировала и составила в 1923 году 128, 5 на 1000 жителей. Заболеваемость по уездам была неодинаковой. Уезды, расположенные у Волги давали больше больных. Пик заболеваемости приходился на летнее время года. Более низкие уровни заболеваемости до 1923 г. объяснялись проведением целого ряда гидротехнических работ по осушке болот, по проведению каналов при прокладке дорог. Немалое значение имело и правильное лечение населения, доступность хинина. Наркомздрав ввёл обязательную регистрацию малярии, были открыты малярийные станции, губернии снабжались хинином для бесплатной раздачи. Ульяновская губернская малярийная станция, как самостоятельное учреждение, начала действовать с июля 1923 года. Профилактическая деятельность выражалась в обследовании отдельных групп населения, частичная хинизация отдыхающих в Белом Яру, жителей Вырыпаевского опытного поля, трудшколы коммуны №2 и сельского населения Новодевиченской волости. Благодаря Малярийной станции удалось выявить существование в Ульяновской губернии различных форм малярии и преобладание её трёхдневной формы над прочими формами. Благодаря ей же удалось остановить повышение кривой заболеваемости весной за счёт трёхдневной формы и осенью – тропической, а также была выявлена роль заливных волжских лугов в распространении малярии.

В начале 1870-х гг. в Симбирской губернии свирепствовала эпидемия азиатской холеры, наблюдался рост заболеваемости населения натуральной оспой. В связи с этим в 1873 году впервые на территории края появилась санитарно-эпидемиологическая служба. Симбирское губернское земство приняло решение о приглашении в каждый уезд санитарных врачей, на которых возлагалось изучение причин эпидемических заболеваний и осуществление мер борьбы с ними.

В 1892 году в Симбирской губернии из-за неурожая случился голод, в 1892-1896 гг. в Поволжье свирепствовала эпидемия холеры. В 1895 г. губернское собрание создало губернское санитарное бюро. Симбирский уездный санитарный врач санитарного бюро Д.И.Ульянов, занимающий эту должность с 1905 г., выполнил первое в истории края санитарно-экологическое описание реки Свияги в связи с её загрязнением сточными водами, он же был автором доклада «О холерной эпидемии 1892 года в Симбирском уезде». Тогда холера поразила 122 селения уезда – 2/3 общего числа и унесла за 3 месяца в могилу 1770 человек.

В 1913 г. больничный коечный фонд в Симбирской губернии был невелик, всего 1774 кровати. Одна койка приходилась на 1149 человек, на всю губернию было 119 врачей. Эпидемии заразных заболеваний в 1913 году «не имели широких размеров», но всего за год было зарегистрировано 6160 случаев брюшного тифа, 5761 случай скарлатины, 1952 случая натуральной оспы, 11347 случаев дифтерии. Заболеваемость и смертность, в особенности детская, были велики – 50-60% новорожденных детей погибало в возрасте до 1 года.

В 1921-22 гг. из-за неурожая и господствующей в стране разрухи, в Поволжье царил голод, унесший жизни большого числа жителей.

1932 год в стране был объявлен годом завершения сплошной коллективизации. Урожаи в начале 1930-х были не намного ниже среднемноголетних и могли обеспечить население необходимым хлебом. Но именно 1932-33 гг. оказались самыми трагическими для Поволжья. По краю возросли поставки государству, что резко снизило количество хлеба, выдаваемого на трудодни, подрывало животноводство, вело к голоду. С 20 января 1933 город снабжался хлебом с перебоями. 20% основных рабочих получали хлеб по сокращённой норме. Все дети, семьи рабочих, интеллигенция со снабжения хлебом были сняты и переведены на рынок. Но хлеба не было и на базарах не только в Ульяновске, но и во всём Средне-Волжском крае. Недовольство крестьян насильственным изыманием хлеба выливалось в выступления протеста. В 1931 году они охватили сёла Ясашная Ташла, Лаишевка, Кременки, Б.Ключищи, в них участвовали от 75 до 100 чел. 25 июля 1933 г. в с.Кременки толпа женщин в 150-180 человек выступила против первоочередной сдачи хлеба государству. Недовольство крестьян истолковывалось как саботаж, как влияние кулацкой агитации и подавлялось силой.

 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8422) 42-64-01
Приёмная
8 (8422) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gumchs@73.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)