История пожарной охраны Симбирска-Ульяновска

Россия к октябрю 1917 года представляла собой страну, в которой господствовали классовая вражда, разруха, развал экономики. Это был итог последних войн и политической борьбы. Предприятия практически перестали выпускать продукцию. Социальное обнищание общества привело к росту преступности и другим негативным последствиям, в том числе и к росту пожаров.

Обстановка с пожарами была очень сложной. Огненная стихия охватывала города и селения, а пожарные команды и дружины не в силах были противостоять этому бедствию.

Не хватало пожарного оборудования: насосов, пожарных рукавов, но главное, что снизило боеспособность пожарных подразделений – это классовая борьба, которая не обошла «вниманием» и личный состав. Существенно сократилась командная часть. На смену старым специалистам приходили молодые кадры, которые были неопытны и мало обучены. Они не имели опыта борьбы с пожарами.

Сложилось тяжёлое положение с материальным обеспечением пожарных подразделений: не хватало фуража, пожарного оборудования, были постоянные задержки заработной платы.

Всё это заставило членов Совета ВПО подготовить законодательные предложения по организации пожарного дела в России.

На места, в том числе и в Симбирск, была отправлена телеграмма Председателя ВСНХ Рыкова: «…Впредь до особых распоряжений предлагается всем Совдепам и комиссариатам, ведающим пожарной охраной на местах и содержащим пожарные организации, ни в коем случае не прекращать содержание таковых и принимать все меры для улучшения пожарного дела в республике».

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём».

Основные положения декрета сводились к следующему: пожарное дело должно находиться под единым государственным руководством, не раздробляться по ведомствам, финансироваться государством, главным образом из средств государственного страхования. Пожарное дело должно базироваться на современной технической базе. Важное место должна занимать профилактическая работа.

Эти направления стали основными в последующем развитии советской пожарной охраны.

В соответствии с докладом учреждался Пожарный Совет Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнём, который возглавил М.Т.Елизаров.

Самые первые решения Пожарного Совета относились к совершенствованию пожарной службы и созданию системы строгого контроля над выполнением противопожарных требований.

В связи с этим в октябре 1918 года в Симбирске было получено Циркулярное письмо для областных, губернских, уездных, городских исполкомов. В нем раскрывается Положение о местных органах противопожарного надзора, согласно которому « …при исполкомах областных, губернских и уездных съездов Советов, а в городах с населением свыше 10 тыс. человек должны быть образованы местные пожарные комитеты, в порядке и в сроке, установленные Главным Комиссаром».

Самостоятельно Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнём просуществовал недолго: СНК 1 декабря 1918 года издал декрет « Об организации страхового дела в Российской Республике».

Был создан пожарно-страховой отдел ВСНХ.

Руководство ПСО, в составе которого находились в основном страховые деятели, не всегда правильно понимало роль пожарной охраны в жизнедеятельности государства и их действия не способствовали её развитию и совершенствованию.

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению пожарной безопасности в городах и сёлах в Центральные органы поступали сведения о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество команд. Люди и техника использовались в личных целях. Никто всерьёз не занимался комплектацией команд.

О состоянии Симбирской пожарной охраны этого периода говорится в телеграмме, посланной из Губсовнархоза в Губисполком в июле 1919 года: «…В результате обследования уездов в противопожарном отношении выявлено, что в большинстве селений губернии пожарные обозы находятся в запущенном и неисправном состоянии. Нет ходов для бочек, нет пожарных инструментов, нет лестниц, вёдер, багров, чанов и т.д."

Такое состояние пожарных обозов грозило опасными последствиями, поэтому встаёт вопрос о привлечении населения к выполнению обязанностей по тушению пожаров.

Понимая сложность обстановки Губернский исполнительный комитет принимает меры по устранению недостатков. Предлагается установить обязательные дежурства стойщиков и лошадей, привести в надлежащий порядок все противопожарные средства. Все пожарные обозы, самовольно взятые с фабрик и заводов, должны быть немедленно возвращены.

Одной из причин снижения боеспособности пожарных подразделений в стране явилось отстранение от работы специалистов пожарного дела – брандмайоров и брандмейстеров. Им было отказано в доверии по политическим мотивам. На смену им приходили молодые работники, не имевшие опыта борьбы с пожарами и работы с пожарным инвентарём.

С 1917 по 1920 год старшим брандмейстером Симбирской Городской пожарной команды был Дерлих Рудольф Васильевич. С апреля 1920 года на эту должность назначен Вихирев Петр Александрович. Это были люди с большим опытом работы, прослужившие в пожарной охране долгие годы.

Вихирев П.А. находился на службе с 1898 года. Поэтому можно сказать, что отстранение от должности специалистов в нашей губернии не произошло.

Из доклада П.А.Вихирева «О деятельности Симбирской Городской пожарной команды» за 1920 год можно судить о состоянии пожарного дела в городе Симбирске.

Остро ощущался недостаток рабочих рук: по штату полагалось 166 человек: а принято было всего 70. Числилось 48 лошадей, но почти половина из них были не годны к несению пожарной службы. Конно-бочечные ходы, как летние, так и зимние пришли в негодность. Пожарных ручных насосов не хватает. Треть из них непригодна для работы.

В докладе указывается на ужасное состояние жилых помещений для пожарных: «При 1 и 2 частях нет соответствующего жилья для людей. Имеют они вид конюшни. Стены не оштукатурены, перегородок для комнат нет. Люди помещались все вместе. При них же семьи. Электрическое освещение не проведено».

Приняв на себя пост старшего брандмейстера, П.А.Вихирев принимает все меры для улучшения положения пожарных, тем самым, стараясь поднять боеспособность команды.

Необходимо было пополнить штат работников, но в связи с затянувшейся войной сделать этого не удалось, т.к. все силы, которые могли нести пожарную службу, были брошены на фронт.

Чтобы поставить работу пожарных профессиональных команд на надлежащую высоту Коммунотделу рекомендовалось решить вопрос о возвращении на свои места граждан ранее служивших при пожарных командах и распределить их по уездно-городским пожарным командам. Если это было невозможно, то откомандировать для работ в пожарных подотделах из лагерей и тюрем на малые сроки.

Конный состав удалось подкрепить – было куплено 7 самых лучших лошадей.

Постепенно приводился в порядок противопожарный инвентарь: налаживались летние ходы, ремонтировались ручные пожарные машины.

Самым главным и необходимым предметом при ликвидации пожара являются пожарные рукава. Необходимость в них была и раньше, а теперь она резко обострилась. Приобретено было 7 выкидных рукавов по 15 саженей.

Таким образом, делалось все возможное, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию.

В результате организационно-технических мероприятий проведённых ЦПО, в городах снизилось количество пожаров по сравнению с довоенным временем: 1914 год – 42 пожара, 1915 год – 48, 1916 год – 48, 1917 год – 58, 1918 год – 86, 1919 год – 112, 1920 год – 120, 1921 год – 144, 1922 год – 42, 1923 год – 34, 1924 год – 28.

Крупные пожары того времени:

1918 год пожар на ул. Садовой в г. Ульяновске, ныне Кирова. Погибли 5 человек.

На тушении пожара отличились Сиротев Дмитрий Иванович и Мельников Семён Григорьевич. Они в 30-ти градусный мороз работали стволами в 3 дюйма. Мельников был награждён новыми ботинками, шапкой , нательным бельём.

1921 год – пожар в кинотеатре «Художественный» на ул. Гончарова.

Пожаром уничтожено: дорогостоящие лепные работы стен и потолков, оборудование, мебель.

Второй и третий этажи занимает кинотеатр, а нижний 1 – магазин и склады книготорга, котельная.

Причина возникновения пожара неизвестная. Это могло произойти от неправильного монтажа электропроводов или от дымовой котельной или квартир.

После пожара осталась каменная коробка здания.

1922 год – пожар в усадьбе Языковых. К этому времени сам дом был разграблен, имущество похищено. А в 1922 году Аркадий Пластов стал невольным свидетелем пожара в Языковской усадьбе. По рассказам некоторых сельчан дом был сожжен управляющим совхоза из-за страха перед намечающейся проверкой.

24 мая 1933 г. – пожар в помещении бывшего Кафедрального Троицкого собора (на площади Ленина, бывшей Соборной), где на тот момент размещался городской архив. «В выходной день днем... посредством взлома окон и пола из подвального помещения злоумышленники проникли в архивохранилище АОР и подожгли его... в двух местах:…второй ярус хор и бывший главный алтарь». Противопожарные действия начались с опозданием, что дало возможность огню охватить значительные площади. Из 14 огнетушителей лишь 5 оказались исправными. В течении нескольких часов сильный пожар пожирал связки документов. Лишь в 11 часов вечера пламя удалось полностью потушить.Сохранившиеся фотографии пожара и пострадавших от огня хранилищ ярко иллюстрируют масштабы трагедии.

1935 год накануне 1 мая – пожар в пакгаузе на пристани р. Волги.

В результате 2-х недельного тушения пожара сгорели все ценности , хранившиеся в пакгаузе (мука, занимающая около половины пакгауза, резиновые покрышки для автомобилей, мануфактура, велосипеды, легкогорючие жидкости, вата, шерсть и другие материалы.

Причиной послужило короткое замыкание электропроводки

Значительно хуже обстояли дела в сельской местности.

Симбирская губерния всегда занимала одно из первых мест среди других губерний России по количеству и опустошительности пожаров. Это объясняется тем, что в основном была деревянная застройка сёл, распространённость соломы как кровельного материала, отсутствие водопровода.

Состояние пожарного дела в сельской местности находилось в плачевном состоянии вследствии:

- полного отсутствия средств на восстановление пожарных мастерских для починки пожарных машин и прочего пожарного инвентаря;

- отсутствия инструкторского аппарата на местах;

- полного отсутствия организации добровольных пожарных дружин;

- инертного отношения сельских властей к делу восстановления пожарной охраны.

Все эти обстоятельства привели пожарную охрану в селениях губернии в разрушительное состояние: процент изношенности пожарного инвентаря достиг 80%, пожарных сараев – 85%.

В 1922-23 годах сельских пожаров по губернии было 393, погорело 1642 двора, а в 1923-24 годах пожаров произошло 1065, сгорело 4313 дворов.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8422) 42-64-01
Приёмная
8 (8422) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gumchs@73.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)