Вопросы и ответы для объектов малого и среднего бизнеса
От различного рода проверок не застрахована ни одна компания, ни один предприниматель. Проведение проверки может повлечь для фирмы или предпринимателя финансовые потери: штрафные санкции, взыскание недоимки. О том, как подготовиться к проверкам со стороны органов госпожнадзора, рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Ульяновской области Сергей Золотов.
- Возможно ли исключить проверку из утверждённого плана проверок на 2015 г.?
Это возможно только в том случае, если организация, в отношении которой запланирована проверка, является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием установленным для численности работников, состава учредителей и размера выручки.
Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 названного Закона. Их три: размер выручки компании – поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учёта НДС) не могут превышать 400 млн. руб.; численность работников составляет не более 100 человек; состав учредителей – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
С соответствующими материалами, подтверждающими отнесение хозяйствующего субъекта к категории малого предпринимательства (среднего предпринимательства), следует обратиться в органы государственного пожарного надзора либо прокуратуры для решения вопроса об исключении организации из сводного плана плановых проверок на 2015 год.
Компетентными органами государственной власти, подтверждающими отнесение организации к конкретному виду предпринимательской деятельности, являются Федеральная налоговая служба Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации.
- Можно ли анонимно обратиться с жалобой на нарушения требований пожарной безопасности?
Можно, обращение будет рассмотрено.
Однако, в соответствии с ч. 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
- Вправе ли органы ГПН ежегодно проводить плановые проверки в отношении одного и того же юридического лица (индивидуального предпринимателя), но на разных объектах защиты?
В соответствии с положениями статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
А основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Т.е. периодичность проведения проверок зависит не от регистрации юридического лица (предпринимателя) или даты его предыдущей проверки, а от соответствующих условий применяемых по отношению к объектам защиты (т.е. чаще всего – к зданиям).
Таким образом, в случаях когда юридическое лицо (предприниматель) эксплуатирует несколько объектов, то плановые проверки в отношении этих юридических лиц (предпринимателей) могут проводится ежегодно, но на предмет соблюдения требований на разных объектах.
- Как перенести сроки исполнения предписания ГПН?
Процедура переноса срока предписания действующим законодательством не предусмотрена.
В этих случаях следует обжаловать выданное предписание либо в орган ГПН выдавший предписание или вышестоящий орган.
В соответствии с пунктом 99 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утверждён приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375) обжалование решения должностного лица органа государственного пожарного надзора осуществляется в течение пятнадцати дней с момента принятия решения.
В случае пропуска указанного срока возможно обжалование в судебном порядке в районном суде.
- Как разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности? Есть ли образцы инструкций?
В сети Интернет инструкций огромное количество, однако, хороших мало. Подходящих на 100% к Вашему объекту нет, здесь все индивидуально.
В настоящее время все требования к инструкции изложены в разделе 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).
Пункт 460. Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Пункт 461. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Пункт 462. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Можете скопировать все эти пункты, удалить те, которые не имеют отношения к Вашему объекту, а вместо оставшихся написать требуемую информацию применительно к конкретному объекту.
- В какие сроки следует проводить проверку огнезащит, если на неё не истёк гарантийный срок?
Порядок и периодичность проведения проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки) определены п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Сроки проверки не связаны с гарантийным сроком, установленным организацией выполнявшей работы по огнезащите или изготовителем огнезащитного состава.
Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Т.е. при определении сроков проверки необходимо руководствоваться инструкцией завода-изготовителя. Указанную инструкцию следует запрашивать у организации проводившей работы по огнезащите (это можно включить одним из пунктов в договор с соответствующей организацией).
При отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Проверка может проводится и самостоятельно, но обязательно с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), в котором указывается какие действия осуществлялись для проверки и её результаты.
- Можно ли проводить проверку работоспособности систем противопожарной защиты (сигнализации, оповещения, водоснабжения и проч.) без привлечения организации, имеющей соответствующую лицензию?
Можно. Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», лицензия МЧС России не требуется.
- Необходима ли лицензия для проведения обучения пожарно-техническому минимуму?
Обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2008, регистрационный № 10938) (далее - приказ МЧС России). В соответствии с приказом МЧС России обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства (пункт 35 приказа МЧС России).
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной-противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (пункт 37 приказа МЧС России).
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку (пункт 40 приказа МЧС России).
Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническом у минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты такого обучения. Из положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе из приказа МЧС России не следует, что обучение пожарно-техническому минимуму направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Федеральном законе об образовании. Кроме того, подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом об образовании.
На основании изложенного полагаем, что обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.
- Законом и нормативными документами не разграничены обязательства по выполнению требований пожарной безопасности между собственником здания и арендатором. В связи с этим, какие требования обязан выполнить собственник здания, а какие – арендатор?
Основные положения об аренде закреплены в главе 64 Гражданского кодекса РФ. Для определения степени ответственности между собственником и арендатором необходимо изучить документы о праве собственности на объект недвижимости, договоры аренды занимаемых помещений и разграничить ответственность между арендодателем и арендатором имущества. Передаваемое в аренду имущество, должно соответствовать его назначению, том числе и в области соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Таким образом, нарушения требований пожарной безопасности к системам предотвращения пожаров и противопожарной защиты, являющихся неотделимым от объекта защиты должны устраняться арендодателем, если иное не установлено договором, а арендатор несет ответственность в случае, если при эксплуатации арендованных помещений своими действиями нарушил обязательные требования пожарной безопасности к указанным системам. В остальных случаях арендатор отвечает только за нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
- Как разграничивается административная ответственность должностных и юридических лиц?
В соответствии с п.3 ст. 2.1 КоАп РФ: "Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо".
Это разные субъекты, у каждого свой набор прав и обязанностей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом оно должно осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
- Может ли быть составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении?
Согласно положений постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
- Будет ли назначен штраф в случае отказа правонарушителя от подписи протокола и в случае его неявки на рассмотрение административного дела?
В случае если правонарушитель отказался от подписи, то об этом делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ).
При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст. 25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответственности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу.
Должностное лицо вправе признать явку лица (законного представителя) на рассмотрение дела обязательной.
- По каким критериям устанавливается величина налагаемого на правонарушителя штрафа?
Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
- В какой срок и кому может быть обжаловано постановление о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору?
Согласно статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о назначении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела.
- Можно ли отсрочить или рассрочить исполнение постановления о наложении административного наказания, в части уплаты административного штрафа?
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить уплату административного штрафа на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
- Что такое административное приостановление деятельности?
Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.